В УФК, как нигде, закаляется характер

Наверное, любой футболист в школьном возрасте мечтает о профессиональном контракте. Связать же свою судьбу с Шахтером и вовсе солидный показатель. О том, как к этому шли ребята 1998 г.р. Евгений Чаговец и Иван Семенихин, каковы их нынешние успехи и дальнейшие планы, узнаем в беседе с ними.

– Расскажите, о своих первых впечатлениях, когда поступили в училище, о чем тогда мечтали в футбольном плане?
Е.Ч.: Первыми нашими тренерами здесь были Артем Анатольевич Черняев и Виктор Владимирович Камарзаев, позже с нами поработал Александр Константинович Кривчиков, а выпускал уже Иван Николаевич Панчишин. Но все это время, с первого и до последнего дня, с нами оставался Артем Анатольевич.
И.С.: Сложно говорить, какие цели стояли изначально. Наверное, тогда еще об этом не думали. Сначала нужно было здесь закрепиться, пройти все этапы обучения, понять свой уровень, свои способности, а потом уже задумываться о карьере. В 11-м классе, когда начали поступать предложения, почувствовали перспективу. В частности, от Металлиста. Но все было на наше усмотрение. Мы остались в УФК до конца.
Е.Ч.: Да, ближе к выпуску поняли, что не зря сюда поступали, не прошли впустую эти четыре года.

– Вы оба попали в Шахтер, а вот в детские годы был ли какой-то клуб мечты, где хотелось бы играть?
И.С.: После поступления, наверное, еще не совсем понимали, где мы. Хотя, если говорить о Чемпионате Украины, то здесь для меня на первом месте было Динамо, которое мне было как-то ближе.
Е.Ч.: Честно говоря, кроме грандов, я никогда остальными командами даже и не интересовался. Можно сказать, в восьмом классе я их просто не знал.

– Как произошел первый контакт с Шахтером? И посчитали ли вы в тот момент, что жизнь состоялась?
И.С.: У нас был агент. Когда мы играли в Полтаве, где базировался Шахтер, на нас смотрели. Потом приезжали в Харьков смотреть уже специально. Мы вышли в 11-м классе в плей-оф, где в первом матче дома обыграли будущего чемпиона Украины – запорожский Металлург – 2:1. После ой игры с нами поговорили уже конкретно. Была названа дата просмотра, но существовала уже где-то 70-процентная вероятность того, что нас возьмут.
Е.Ч.: Ну а жизнь не состоялась и по сегодняшний день. Так нельзя говорить. Тогда мы просто понимали, что попали в большой клуб, понимали, что доверие нужно оправдывать. Это был ориентир, ведь в этом клубе всегда много сборников, в том числе, и на позиции центральных защитников. Соответственно, сразу возникла огромная конкуренция.

– Бытует мнение среди юных футболистов, их родителей (наверняка оно было и в ваши школьные годы), что из скромных команд, как, в том числе, и харьковское училище, невозможно попасть в поле зрения известных клубов…
Е.Ч.: Не могу с этим согласиться. Это зависит от самого себя, от отношения к делу, от веры в собственные силы и способности. Если будешь тренироваться не для кого-то, а для себя, если будешь именно тренироваться, а не показывать, что ты тренируешься, тогда ты не говоришь какие-то слова, а делаешь то, что нужно. И тогда остаться во взрослом футболе шансы вырастут. Нужно понимать, что это нужно тебе, а не родителям, тренерам или еще кому-то.
И.С.: Есть еще один момент в УФК. Наверное, здесь, как нигде в другом месте, закаляется характер. Мы привыкли к различным условиям, и нам было легче потом. Другим же, если куда-то приезжаем, то комната не такая, то поле низкого качества, телевизора нет, и много еще чего не хватает.

Конечно, мало кто у нас находил время на дополнительные какие-то тренировки. Наверное, чтобы в Харькове играть в основном составе, этого и не надо было. Но вот, попав в Шахтер, стали понимать, что где-то что-то упустили и начали наверстывать. Но лучше это делать своевременно.

– Вот как раз затронута тема быта. Что поменялось в данном отношении после вашего выпуска?
И.С.: Да, по сути, ничего. Все те же кровати, полочки в комнатах еще мы делали – сейчас на бывших наших местах живут ребята 2002 г.р.

– Хорошо, расскажите теперь, как складывается ваша взрослая футбольная карьера?
Е.Ч.: Да все довольно просто. Был в донецкой команде на протяжении двух лет в U19, теперь уже по возрасту перешел в U21.
И.С.: Поначалу все складывалось так же, как и у Жени. Но летом мы поговорили с агентом, пришли к выводу, что мне нужно больше игрового времени, чего Шахтер мне гарантировать не мог. Поэтому рассмотрели варианты с арендой, и я перешел в молодежный состав Мариуполя. Соглашение аренды подписано на год.

– Какие на сегодняшний момент у вас остались самые яркие впечатления?
Е.Ч.: Для меня это участие в Юношеской лиге УЕФА. Ну и в частности, победа над Манчестер Сити. Готовились более чем серьезно к каждому из поединков, понимая, что именно в них будет проверка совершенно иного уровня. Фейеноорд – хорошая голландская школа, МанСити – и говорить нечего, ну и Наполи – неплохой коллектив. Были шансы пройти дальше, но ключевым стало поражение на старте от итальянцев – считаю, совершенно не по игре. Ну и от голландцев пропустили на последних минутах, потеряли очки. Эти мелочи и стали определяющими. Ну а последние два тура – победы, хотя понимали, что только сумасшедший расклад позволит занять второе место, играли больше за престиж.
И.С.: Что касается Юношеский Лиги УЕФА, первый сезон я не попал в заявку, на второй меня заявили, брали на выезды. Пускай и не вышел на поле, считаясь самым молодым, но это непередаваемое чувство даже для запасного, когда с трибуны за игрой твоих партнеров следит Зинедин Зидан. В Мариуполе – это постоянная игровая практика за U21 и возможность тренироваться с первой командой. По крайней мере, так было при Александре Севидове. Правда, с приходом Александра Бабича порядки чуть изменились. Главное, считаю, не оставаться в моем возрасте без игровой практики, не останавливаться в развитии, иметь возможность прогрессировать.

– Все люди планируют будущее, мечтают о чем-то. В спорте тем более без этого невозможно. Какую планку ставите для себя на ближайший период времени?
Е.Ч.: Попадание в первую команду. Попасть туда, подписать с ней контракт и тренироваться с лучшими на постоянной основе. Понимаю, что это другой уровень, совершенно иные скорости, но стремлюсь и готовлюсь именно к этому.

– Возвращаясь мысленно в прошлое, что вам дало училище?
И.С.: Многое. Считаю, что выход в плей-офф в 11-м классе – хорошее завершение истории команды УФК-1998. Вспоминая годы здесь, хочется выразить огромную благодарность всему коллективу – и тренерскому, и воспитательскому. Держим связь с училищем и сейчас, всегда можем рассчитывать на поддержку и добрый совет.
Е.Ч.: На первых порах очень скучали по своей команде, ведь за время, проведенное здесь, сдружились. Оно и понятно, ведь вместе были по два, три, а то и четыре года.

– Младшие всегда смотрят на старших. А если старшие добиваются успеха, уважение к ним возрастает в разы. Что бы могли пожелать тем, кто сегодня выступает за команды Олимпик-УФК?
И.С.: Работать над собой – это самое главное. Плюс не останавливаться, продолжать верить в себя, если к тебе не поступает мгновенное предложение перейти в хороший клуб. Есть много примеров, когда не с первой попытки ребята обращают на себя внимание.
Е.Ч.: Помнить, сколько ты сам в себя вложишь, столько потом сможешь получить отдачи. Может быть, скажу не очень правильную вещь, но все же: кто чувствует в себе потенциал на футбольном поле, ему нужно уделять больше внимания, чем всему остальному, что от тебя требуют. Хотя учиться тоже надо, особенно знать языки – как украинский, русский, так и английский. В жизни пригодится.